Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Выготский Л. С.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Преемственность – это двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основной успешного школьного обучения. И с другой – школа преемник, которая подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Какими же качествами должен обладать выпускник детского сада, на которые, в последствии опирается школа?
Итак, модель выпускника определяет следующие качества личности ребёнка:
1. Физически развитый.
2. Любознательный, активный.
3. Эмоционально отзывчивый.
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту).
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве) стране, мире и природе.
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Осуществляя задачу преемственности, между детским садом и школой мы ожидаем следующие результаты:
1. Раннее знакомство и сотрудничество детей с будущим учителем в специально организованной деятельности.
2. Успешная адаптация первоклассников к учебному процессу.
3. Развитие системы методической работы, направленной на обеспечение качества образования, на повышение профессиональной компетенции педагогов.
4. Реализация единой линии развития ребенка на этапах предшкольного и начального школьного детства, придав процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Для достижения поставленных результатов, мы используем следующие формы преемственности:
Работа с детьми
В течение года воспитатели подготовительной к школе группы знакомили детей с понятием «школа». Для этого были проведены беседы о школе, игры, рассматривание иллюстраций на школьную тематику. Затем была организована экскурсия в школу. Дети посетили учебные кабинеты, школьную библиотеку, спортзал, школьную столовую. Пообщались с учителями, посидели за партами. Посмотрели открытый урок «Дошкольники в гостях у первоклашек», в котором приняли участие первоклассники школы и дети подготовительных групп.
Результатом такой работы стало появление у дошкольников интереса к школьному обучению, мотивации на учёбу, сформировалось положительное отношение к школе, учителю.
Сотрудничество с родителями:
Работа с родителями будущих первоклассников в течение всего этого года была направлена на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению. В начале года было проведено анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка. Для родителей, воспитатели подготовительной группы оформили папку – передвижку «Скоро в школу». Были организованы консультации «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника», «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления». Также были составлены памятки для родителей «Игра – это серьезно», «Как развить у ребенка любовь к чтению». Были проведены родительские собрания: в начале года «Ваш ребенок идёт в 1-ый класс!» и в мае «Скоро в школу мы пойдем» (совместно с учителем начальных классов), на котором рассматривались вопросы о подготовке детей к обучению в 1-м классе, что должен знать и уметь ребёнок перед поступлением в школу.
В 2022-2023 учебном году работа по преемственности между МКДОУ Быковский детский сад №3 «Солнышко» и МКОУ Быковская СШ № 1 и №3, ведется по «Плану работы по преемственности МКДОУ Быковский детский сад №3 "Солнышко"